Школа - интернат для обучающихся с ОВЗ
г.Северск, Томская область
  • Страница специалистов

    Советы психолога

    Дорогие родители!

    Ваш ребёнок - это Ваше будущее, Ваше бессмертие, Ваше продолжение. И Вы, конечно, хотите, чтобы Ваше продолжение было достойным.

    Мы - школа, учителя - тоже искренне заинтересованы в этом. Поэтому мы предлагаем Вам сотрудничество в воспитании Вашего ребёнка. Для того ,чтобы сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем Вам придерживаться в воспитании детей следующих правил:
      1. Главное средство воспитания - это Ваш пример, Ваше поведение.
    Трудно запретить взрослеющему ребёнку не курить, если его отец курит. Нельзя добиться аккуратности от девочки, если само мама неопрятно и безвкусно одета. Воспитание в семье сводится к тому, чтобы стремиться самому жить хорошо, интересно, праведно. Слово -вспомогательное средство.
      2. Основа поведении ребёнка - это его привычки.
    Следите за тем, чтобы у него образовались добрые привычки и не возникали дурные, разумный режим дня; здоровые увлечения, домашние дела, всё усложняющиеся по мере взросления ребёнка; семейные традиции; забота о младших и старших в семье.
      3. Следите за здоровьем ребёнка.
    Приучите его регулярно делать зарядку, процедуры закаливания. Поощряйте занятия физкультурой и спортом, туризмом, подвижными тирами, танцами. Следите за правильным режимом питания, воспитывайте привычки к употреблению здоровой пищи, вырабатывайте внимательность к личной гигиене.
      4.Развивайте самостоятельность в ребёнке.
    Поэтому чрезмерно не опекайте его. Предоставьте возможность ему попробовать себя в разных делах, не делайте за нет то, что он может делать сам, не ругайте и не наказывайте за ошибки (на ошибках учатся), а разъясняйте их. Поощряйте самостоятельные суждения и выводы. Радуйтесь тому, что у них возникают собственные взгляды. Спорьте, но сохраняя уважение к детям, умейте признавать свою неправоту.
      5. Избегайте крайностей в любви к ребёнку. Ребёнок должен быть членом семьи, но не его центром. Не приносите себя в жертву детям. Не менее вредно равнодушие к ним, пренебрежительное отношение.
      6. Не допускайте несогласованных требований и действий матери, отца, бабушки и дедушки.
    Не принимайте серьёзных решений в одиночку. Не менее вредны противоречия между Вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если Вы не согласны с нашими требованиями или они Вам не понятны, придите к нам и мы обсудим возникшие проблемы вместе.
      7. Без нужды не вмешивайтесь в жизнь ребёнка.
    Не приказывайте из прихоти. Изводить детей по пустякам - опасно, это раздражает и оглупляет их. Но нельзя и игнорировать серьёзные проступки - ребёнку полезно испытать горечь ошибок и чувство вины за проступок.
      8. Не допускайте излишеств в подарках детям.
    Не торопитесь удовлетворить просьбу, тем более не дарите того, в чём у ребёнка ещё нет потребности. Отличайте необходимое от излишнего.
      9.Двери дома должны быть открыты для друзей.
    Дети не должны чувствовать себя привязанными. Без этого они научится жить в свободе. Надо помочь детям выработать чувство ответственности за свободный выбор поступков, товарищей. В случае необходимости прибегайте к деликатным советам и заинтересованным обсуждениям.
      10. Принимайте ребёнка таким, каков он есть, стремясь, однако, к тому, каким он может быть.
    1 природа одаряет всех нас по разному. Важно разглядеть в ребёнке его интересы, призвание и способствовать их развитию. Помочь найти себя, реализовать свой природный потенциал, т.е. то, что в нём заложено Господом Богом и Папой с Мамой. В этом залог успеха и счастья в жизни.

    Детские психологи советуют не произносить некоторые фразы, чтобы не травмировать малыша, неважно сколько ему от роду — он всё уже понимает, даже по интонации.

    1. У тебя ничего не получается — дай сделаю я!
    Психологи утверждают, что эта фраза травмирует малыша и заранее программирует на неудачу. Он чувствует себя глупым и неловким и в будущем боится уже проявить инициативу, думая, что мама снова будет кричать.

    2. Возьми, только успокойся!
    Тяжело некоторым родителям выдержать многочасовое заунывное «ну пожалуйста, ну дай». Но, согласившись дать малышу то, что он просит, родители, сами того не желая, дают понять: нытьем и уговорами можно добиться всего, и мамино «нет» не стоит воспринимать всерьез.

    3. Еще раз такое увижу — ты у меня получишь!
    Как показала практика, дальше угроз дело не доходит. Ни мама, ни папа не осуществят наказание, а ребенок будет только напуган. Подобная фраза у детей вызывает лишь обиду и недоумение. Не пугайте своего кроху. Ребенок должен точно знать, чего стоит ожидать в том или ином случае. А внезапные срывы родителей ни к чему хорошему не приведут.

    4. Я сказал(а) немедленно перестань!
    Не стоит так резко говорить с малышом! Это же ваш ребенок! Если вы сорвались, лучше извиниться. Ребенок ведь обижается, чувствуя себя абсолютно бесправным. И вместо того, чтобы «перестать» начинает протестовать — малыши плачут и капризничают, подростки молча уходят и замыкаются в себе. В общем, как ни крути, это фраза никак не поможет добиться желаемого.

    5. Ты должен понимать, что ...
    У многих детей возникает защитная реакция на эту фразу и ее занудное продолжение. Малыш не понимает нравоучений и, не слушая вас, переключается на что-то другое. Хуже всего поучения воспринимаются ребенком, когда он взбудоражен, расстроен или разозлен. Помните, он тоже человек, у которого возникла какая-то «проблема», и в данный момент он озабочен ею, и никак не принимает ваши даже самые здравые и правильные рассуждения.

    6. Мальчики (девочки) так себя не ведут!
    Постоянно повторяя это, родители прививают ребенку определенные стереотипы. И во взрослой жизни, выросший уже мальчик будет воспринимать собственную эмоциональность как что-то недостойное, а девочка — испытывать комплексы по поводу «неженской» профессии или недостаточно убранной квартиры.

    7. Не расстраивайся из-за ерунды!
    Возможно, для малыша это не ерунда! Вспомните себя в детстве! Да, ребенка может расстроиться, что ему машинку не дали или дом из кубиков рассыпался. Ведь в его маленьком мире именно машинка и домик — самое важное! Демонстрируя пренебрежение к проблемам ребенка, вы рискуете потерять его доверие и в дальнейшем не узнать о других, совсем не ерундовых проблемах своего малыша.

    8. Побереги мое здоровье!
    Нередко некоторые мамы говорят это малышам. Но поймите, рано или поздно все это перестает восприниматься всерьез, как в сказке про пастуха и волков. И на действительно плохое самочувствие мамы ребенок по привычке может не обратить внимания. Он подумает, что мама жалуется лишь бы он перестал шуметь, прыгать, играть и т.д.

    9. Нет, это мы не купим — денег нет (дорого)!
    Тяжело объяснить малышу, почему не стоит покупать всё подряд. Но получается, если у мамы или папы будут деньги — можно купить в магазине всё! Малыш именно так понимает эту фразу. Не лучше ли сказать, мамы и папы: «такая игрушка у тебя уже есть», «шоколада много вредно». Да, объяснять всегда трудно! Но ребенок должен понимать, почему родители ему это не покупают.

    10. У всех дети как дети, а ты... ...господнее наказание, неряха, растяпа и т.п.
    Не надо подобные ярлыки «вешать» на детей! Это понижают самооценку, и ребенок действительно начинает им соответствовать.

    ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ!

    психолог высшей категории Валентина Фурман

    Похвала ребенку - один из наиболее действенных педагогических инструментов для достижения хорошей дисциплины, который могут использовать родители в его первые годы жизни.

    Если ребенка хвалят слишком мало, у него может сложиться заниженная самооценка, и ему будет труднее научиться различать хорошее и плохое. С другой стороны, если ребенка хвалят слишком много, у него вырабатывается своего рода «зависимость» от этого, постоянное ожидание похвалы, и ему необходимо всегда ощущать внимание других, чтобы чувствовать себя адекватно. А все это способствует задержке развития у ребенка собственного внутреннего умения оценивать себя.

    Разумная похвала идет рука об руку с разумными ожиданиями, которые большинство детей оправдывают. Будьте умеренны, хваля ребенка.

    Хвалите за что-то конкретное, а не «вообще». (Например, «Мне нравится, как аккуратно ты положила носочки в шкаф», а не просто «Хорошая девочка!»)

    Хвалите усилия, а не то, как получилось. Дети, которых хвалят за конкретное усилие сделать что-то, скорее всего, повторят его. «Спасибо, что ты так постарался соскрести краску со стола». Факт, что краска не счищена полностью, не упоминается. Заметьте, что, если в вышеприведенную фразу вы добавили бы «но...», весь ее позитивный эффект был бы утрачен: «Спасибо, что ты соскребла краску со стола, но в углах осталось немного». Однако вы можете после похвалы ребенка за его усилия сделать паузу, а потом добавить: «А в углах так трудно отскребать давай попробуем вместе».

    Избегайте использовать в похвалах слова в превосходной степени, как, например: «лучший», «самый умный», «самый симпатичный». Хотя эти слова и позитивные, если их повторять часто, они начинают восприниматься ребенком как некоторое давление с вашей стороны, поскольку он пытается жить, соответствуя вашим чрезмерным ожиданиям его «совершенства». Некоторым родителям кажется, что такие слова способствуют выработке у ребенка высокой самооценки, на самом же деле, часто получается наоборот. Ребенок, которому постоянно говорят, что он самый хороший, часто считает, что от него постоянно ожидают, что он таким - самым хорошим - и будет... А это, согласитесь, непосильная ноша!

    Хвалите словами, которые ваш ребенок понимает: «забавный», «музыкальный», «помощник», «добрый», «правдивый». Например: «Мне нравится, что ты честный и признался, как было разбито окно». Таким образом, родитель учит ребенка тому, «что такое хорошо» и «что такое плохо», не давя на него и не критикуя.

    ЖЕДАЮ ВАМ УДАЧИ!!!

    С уважением, психолог высшей категории Валентина Фурман

    Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полез¬ным, не так ли?

    Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, до¬верчивы и нерешительны. Никакой «профи¬лактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

    За один раз - одно. Даже если проступ¬ков совершено сразу необозримое множе¬ство, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному - за каждый. Салат из наказаний - блюдо не для детской души!

    Наказание - не за счет любви; что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

    Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные воспитатели ругают и на¬казывают детей за проступки, обнару¬женные спустя ме¬сяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забы¬вая, что даже в суро¬вых взрослых зако¬нах принимается во внимание срок дав¬ности правонаруше¬ния. Риск внушить ребенку мысль о возможной безна¬казанности не так страшен, как риск задержки душевно¬го развития.

    Наказан - про¬щен. Инцидент ис¬черпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
    Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприни¬маться ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребе¬нок считает, что мы несправедливы, наказа¬ние подействует только в обратную сторону!

    Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гне¬ва нашего, а нашего огорчения...

    При дефиците любви становится наказа¬нием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

    ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ!

    С уважением, психолог высшей категории Валентина Фурман

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

    Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы.
    Карамзин
    Отклоняющееся поведение, проблемы взаимоотношения, неправильное воспитание одиночество, непонятость другими, поиск, переживание неудачи, трудный характер, привлечь внимание, самоутверждение, альтернативный метод.
    Отклоняющееся поведение, трудный ребенок, девиация — эти слова становятся, к сожалению, все более и более употребительными в последнее время. Сталкиваясь с проявлениями отклоняющегося поведения (грубостью, непосещением школы, бранью, курением и т.д.), мы нередко возмущаемся, испытываем желание осудить, подавить, запретить; объясняем такое поведение негативным влиянием средств массовой информации, социально-экономическим неблагополучием, биологическими нарушениями, снижением воспитательных воздействий.
    Однако нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность (неприкаянность), одиночество. Осуждения и запреты в такой ситуации только ожесточают ребенка. Чтобы позаботиться о поле, недостаточно вырвать на нем сорняки, необходимо взрыхлить почву, посадить и вырастить полезные растения.
    Путь, ведущий к изменениям в поведении подростка, может оказаться длительным и напряженным. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие мы можем встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти этот путь, следует запастись терпением и верой в успех.
    К типичным психологическим трудностям детей и подростков с отклонениями в поведении, относятся следующие:
    • проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
    • проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
    • трудности самоотношения, самопонимания;
    • трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;
    • внутреннее («психологическое») одиночество, непонятость другими;
    • стремление избежать давления, правил, норм, требований;
    • испытание себя и других;
    • поиск границ возможного;
    • поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
    • отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
    • обида на судьбу, конкретных людей;
    • переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
    неорганизованность;
    • зависимость от других, низкая сила своего «я»;
    • трудности в обучении;
    • отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
    • трудный характер: расторможенность, обидчивость, агрессивность и т.д.;
    • отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;
    • чувство вины, стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям.
    Причинами правонарушений нередко являются психологические трудности, обусловленные неправильным воспитанием ребенка. Большинство правонарушений совершают мальчики и девочки, которых недостаточно любили, игнорировали и наказывали в раннем детстве. Часто родители этих детей имели такую же судьбу. В подростковом и юношеском возрасте родители мало что взяли от школы, росли безответственными и импульсивными людьми. Эта схема может передаваться из поколения в поколение.
    Если взрослые, сталкиваясь с различными отклонениями в поведении детей, легко впадают в гнев, испытывают обиду, негодование, тогда можно забыть о воспитательном результате. Такое прямое противостояние между ребенком и взрослым ведет к усилению непонимания. Нежелательное поведение у ребенка при этом не исчезает.
    Помочь ребенку можно только тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни. «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих» — эта фраза во многом не лишена смысла. Задача взрослых — научить ребенка держаться на воде, отправляя его в жизненное плавание, а не сформировать зависимость от взрослых, в том числе и от психолога. Поэтому главное — это сделать ребенка заинтересованным союзником всех позитивных изменений в себе и своей жизни. Нужно найти причины отклоняющегося поведения. Конкретное поведение — это всегда следствие чего-то. Даже если поступок имел ситуативные предпосылки и не являлся сознательно мотивированным, следует обратиться к истокам. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, мы ничего не добьемся. Путь же от конца к началу может подсказать направление психологической поддержки.
    Типичные причины нарушения поведения могут быть следующими:
    • стремление привлечь к себе внимание. Известны случаи, когда ребенок с хорошими способностями просто «увязает в двойках», чтобы добиться совместного с родителями выполнения домашних заданий. А уж такие способы привлечения внимания, как дерганье за косички, подножки, просто широко известны.
    • стремление к самоутверждению. Многие действия подростков, производящие неблагоприятное впечатление, продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя.
    • нравственно-духовная незрелость, ведущая к десакрализации человеческих ценностей, обесцениванию чувства любви, добра.
    • стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль, унижение.
    Психологическая работа с детьми и подростками может осуществляться в различных формах: профилактической индивидуальной беседы; интервью; психологического консультирования; индивидуальной психотерапии; групповой психокоррекции. Наиболее распространенным видом помощи подросткам с девиантным поведением является психологическое консультирование.
    Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы ребенок не просто осознал негативность девиантных поступков, но и выработал формы альтернативного поведения. В некоторых случаях возникший «позитив», с точки зрения ребенка, и позволяет достичь значимых целей.
    Например, подросток курит, употребляет нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой он нашел признание. Естественно, что отказ от общения со сверстниками вряд ли покажется подростку привлекательным. Однако может оказаться привлекательным включение его в круг подростков, имеющих сходные ценности (посещение кружка, секции, переход в другой класс или школу), где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе ценой девиаций. Проверка значимости своей роли в компании без выполнения принятых «девиантных ритуалов» или способности противостоять группе по отдельным вопросам также могут оказаться привлекательными альтернативами.
    Литература:
    1. Власова Т.А. Лубовский В.И. и др. Дети с задержкой психического развития. М., 1984.
    2. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии./ Т.А.Власова, М.С. Певзнер. М.: Просвещение, 1973.
    3. Демьянов 10. Г. Диагностика психических нарушений: Практикум. СПб., 1999.
    4. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
    5. Холмогорова А.Б. Здоровье и семья: модель анализа семьи как системы // Развитие и образование особенных детей / Под ред. В.И. Слободчикова, В.К. Зарецкого. Вып. 2. М., 1999.
    6. Хухлаева, О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков (пособие для школы) /О.В.Хухлаева – М., 2003.
    7. Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи. Книга для педагогов и родителей /В.М.Целуйко – М.: Владос, 2003.

    ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

    Summary. The emotional life the most concentrated in a family circle. Child's emotional health, a sense of importance and relevance, emotional well-being are largely determined by child-parent relationships.
    Key words: family, relevance, attention deficit
    Практически каждую российскую семью сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных. Затянувшийся экономический кризис привел к тому, что большинство российских семей попало в разряд необеспеченных или нищих. По последним данным государственной статистики наблюдается увеличение младенческой смертности, высока заболеваемость матерей. Растет число рожденных детей вне брака. Увеличивается число разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий. Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми.
    Развитие мировосприятия ребенка, восприятие им широкого спектра человеческих отношений и внутренних состояний, переживаний человека во многом зависят от опыта, который ребёнок получает в семье. На взаимодействие членов семьи друг с другом влияет то, как взрослые и дети воспринимают и понимают друг друга, какие установки и позиции они занимают по отношению друг к другу. Одна из важных потребностей человека - потребность в эмоциональных отношениях.
    Влияние родителей на развитие детей очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем.
    Жестокое отношение к детям сегодня превратилось в обычное явление - до 10% жертв насилия погибают, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью, травмирует психику ребенка, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формируют социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать нормальную, здоровую семью, быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной социальной и общечеловеческой проблемой.
    В книге «Как быть родителями: о психологии родительской любви» А.С.Спиваковкая выделила типы неблагополучных семей и дала подробный анализ необдуманного воспитательного воздействия на детей в них:
    «Семья - санаторий». Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате - чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка. При которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.
    «Семья - крепость». Родители стараются поступать подчеркнуть правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности в общении со сверстниками. «Семья - крепость» обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.
    «Семья - третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличено значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности в себе, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у ребенка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.
    Как известно, педагогам и родителям особые неприятности доставляют такие «пороки» детей, как грубость, упрямство, лживость, упорное молчание, неукротимая болтливость, шутовство, дурашливость и др. Вряд ли стоит рассматривать их только как издержки воспитания или неблагоприятную наследственность. Зачастую таким несуразным способом ребенок сигнализирует о своих внутренних проблемах, о потребности в помощи и внимании взрослых. Дефицит внимания к ребенку побуждает его к ухудшению успеваемости, нередко к асоциальному и агрессивному поведению как способу компенсации недостатка признания и любви со стороны взрослых. Ведь у ребенка очень велика потребность в положительном отношении к нему. Ребенок, испытывающий к себе враждебное или безразличное отношение окружающих, вырабатывает свою систему поведения и отношения к людям. Он становится либо злобным, агрессивным, мрачным, замкнутым, либо пытается обрести власть над другими, чтобы компенсировать отсутствие любви. Однако такое поведение не приводит к успеху, напротив, оно еще более обостряет конфликт и усиливает беспомощность и страх у ребенка.
    Необходимо изменить негативную установку и ожидания взрослых, которым в ответ на свои наказывающие действия по отношению к маленькому «агрессору» хочется увидеть смирение, услышать слова раскаяния, мольбы о прощении. Взрослым следует понимать, что ребенок и сам страдает от агрессивности как эмоционального нарушения. Поэтому есть за что его пожалеть, сказать добрые слова, обнять (вопреки внутреннему раздражению).
    Для эффективного воспитательного момента важен выбор родителями одобряемых и осуждаемых типов поведения и эффективности проводимой родителями в жизнь воспитательной тактики и стратегии.
    Эффективность воспитательного воздействия включает следующие моменты:
    • время реакции родителей (как одобрение, так и наказание гораздо более эффективны, если они являются немедленными);
    • последовательность и принципиальность дисциплинарных требований (дети реагируют гораздо лучше, если видят, что правила являются разумными и служат справедливой цели);
    • качество отношений между родителями и ребенком родительское одобрение или порицание будет иметь больший успех, если родителей любят и уважают);
    • баланс одобрений и наказаний (больше поощрений);
    • последовательное проведение воспитательных мер.
    Библиографический список:

    1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. М.: Магистр, 1999, -96с.
    2. Астапов В.М. Психология детей с отклоняющимся поведением.-СПб.: ПИТЕР, 2001, -384с
    3. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи.М:, Просвещение, 1988. – 207с.
    4. Винникотт В.Д. Разговор с родителями. М.: Класс, 1994, - 112с.
    5. Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребёнком. Как? М., «МАСС МЕДИА», 195. – 240с.
    6. Дружинин В. Психология семьи.М.:, КСП, 1996. – 160с.
    7. Друбровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М.: АКАДЕМИЯ, 2000. – 128с.
    8. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка. – М.:, Просвещение. 1986.- 128с.
    9. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультирование, тренинг., Ярославль. Академия развития. 2001. – 160с.
    10. Лаврентьева С.В. Семейная игротека. , СПб.: Речь, 2003, - 112с.
    11. Лордкипанидзе Л.Н. Книга о детях для думающих родителей. СПб.: Союз, 2000. – 256с.
    12. Регуш Л.А. Наш проблемный подросток: понять и договориться. СПб.: СОЮЗ. 2001. – 191с.
    13. Родионов В.А. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль. Академия развития., 2001- 224с.
    14. Скиннер Р. Семья и как в ней уцелеть. М.: Класс, 1983, - 272с.
    15. Фонтенел Д. Проблемы переходного возраста. М.: РОСМЭН. 1998. – 188с

    Семь безусловных «да» и одно важнейшее «нет» маме ребенка с аутизмом

    1. «Да» - информации
    Искать. Читать. Изучать тему.
    Постоянно и много. В век Интернета, живя даже в самом маленьком городе вы всегда найдете доступ к нужным статьям и книгам, к форумам и сообществам, необходимым документам и юридическим аспектам многих значимых для вас и вашего ребенка этапов - от поступления в детский сад до оформления инвалидности, если вы посчитаете эту процедуру актуальной на сегодняшний момент времени.
    Изучайте новейшие методы диагностики, исследуйте статьи ведущих мировых экспертов в этой области, общайтесь с профессиональным и родительским сообществом, по возможности посещайте конференции, семинары и мастер-классы по интересующим вас темам.
    Самостоятельно создавайте базу для своей компетентности и постепенно вы перестанете быть потерянным, растерянным и ошеломленным диагнозом родителем: вы будете приобретать все больше информации, знаний, опыта, вместе с этой внутренней зрелостью и новым качеством ответственности за принятие тех или иных решений придет и само понимание алгоритма действий по реабилитации.
    Равноценный, уважительный диалог с врачами, педагогами и специалистами, наблюдающими вашего ребенка – залог реальной положительной динамики ребёнка.
    Все начинается с вашего самостоятельного обучения.

    2. «Да» - чувству своей значимости

    Не позволяйте никому обесценивать ваш труд по реабилитации ребенка.
    Прежде всего для самой себя, раз и навсегда, признайте чувство бесконечной важности и необходимости того, что вы делаете.
    Вы формируете будущее своего ребенка, и нет ничего важнее этого ежедневного кропотливого труда. Вы каждый день выстраиваете сложнейшую среду для его формирования, для его становления, для его полноценной жизни сейчас и через много лет, во взрослой жизни. Вы делаете самую сложную и самую непростую в мире работу - вы по сути являетесь круглосуточным терапевтом, работающим 24 часа в сутки, дефектологом в режиме онлайн и незаменимым сопровождающим взрослым для вашего ребенка.
    Эти специализации встроены в вашу повседневную жизнь, так как именно мама выстраивает всю организационную работу для ребенка с особенностями в развитии. Именно мама создает маршрут реабилитации и в домашних условиях, как правило, соблюдает все рекомендации педагогов и специалистов, занимающихся с ребенком.
    Вы уникальны, многозадачны, вы ценны именно этой необходимой, важнейшей, сложнейшей работой.
    Без вашего движения вперед ничего и никогда не состоится.
    Все успехи вашего ребенка - это ваша заслуга в первую очередь.
    Потому что возможность развиваться создали для него именно вы.
    Цените себя.

    3. «Да» - комплексному подходу к реабилитации ребенка
    Последние исследования о причинах возникновения аутизма принимают за основу этого нарушения генетическую и неврологическую базу. И это наиболее распространенная гипотеза на данный момент времени, помимо прочих сопутствующих причин, таких как экология, последствия вакцинации, интоксикации организма, перинатальные инфекции во время беременности и прочие факторы, так или иначе влияющие на центральную нервную систему и биохимию мозга в совокупности.
    Именно поэтому реабилитация ребёнка с РАС должна начинаться с всестороннего медицинского обследования.
    Формула успеха для успешного развития ребенка с аутизмом - это комплексный подход, направленный на полноценную диагностику ребенка и дальнейшую реабилитацию.

    Неврология
    Прежде всего это обследования неврологического статуса.
    Необходимо исключить грубую патологию, органические поражения мозга той или иной степени, исключить эпилепсию, родовые травмы и нарушения, связанные с центральной нервной системой.
    Безусловно, часто бывает так, что ни МРТ, ни электроэнцефалограмма и никакие дополнительные обследования не выявляют заметных нарушений, и в общем и целом, все показатели остаются в рамках нормы. Но в любом случае лучше знать, о том, что у ребенка грубой патрологии нет и дальше работать со специалистами.

    Слух, зрение, работа с телом и сенсорная интеграция
    Сурдолог, офтальмолог, ортодонт при полноценном обследовании проверяют и исключают наличие органических дефицитов в строении как речевого аппарата, так слуховых и зрительных модальностей.
    Очень часто основной сопутствующий диагноз ребёнка с РАС - сенсорная дезинтеграция (СИ). Это нарушение восприятия и обмена информации с окружающей средой. Обязательно проконсультируйтесь с нейропсихологом и специалистом по СИ, чтобы встроить в маршрут реабилитации работу с телом. Дети в спектре часто не имеют полноценной связи с собственными анализаторами и это выражается в нарушениях координации, моторной неловкости, проблемах с реакцией в движении и прочими проявлениями общей разбалансированности.
    Для успешного овладения в будущем навыками чтения, письма, самообслуживания и коммуникации работа с телом обязательна.

    Гармоничное питание и обследование ЖКТ
    Кишечник связан с мозгом в большей степени, чем мы предполагаем.
    Для многих детей с РАС настоящим спасением становится полноценная сбалансированная безглютеновая и безказеиновая диета. Обменные процессы желудочно-кишечного тракта влияют на весь организм в целом и у детей с аутизмом эта связь прослеживается особенно явно.
    Сдайте анализы на пищевую непереносимость и постарайтесь отрегулировать питание.

    Поведение, социальные навыки и коммуникация
    Ребенок с РАС, как правило, имеет ярко выраженные проблемы в развитии коммуникации и социализации в целом. Особое внимание стоит уделить методикам терапии, позволяющим скорректировать нежелательное поведение, если оно присутствует, и развивать у ребенка способность общаться и воспринимать обратную связь в любой форме, обрабатывать информацию в процессе общения.

    Ребенок с расстройством аутистического спектра – похож на разрозненный пазл самых различных нарушений, и именно поэтому, грамотно выстроив комплексный маршрут реабилитации можно добиться значительных успехов.
    Информацию о наших детях мы собираем буквально по крупицам, год за годом открывая все новые и новые знания о возможностях ребёнка, его склонностях и «вводных данных» органики.

    4. «Да» - вере в своего ребенка

    Любые авторитетные рассуждения о невозможности изменений, о безысходности, о том, что ваш ребенок «обречен на одиночество и нет никаких шансов на полноценное будущее» - это всего лишь чьи-то рассуждения.
    Чужие понятия, чужие концепции, перекликающиеся с беспочвенными страхами, шаблонами и стереотипами, с вашим реальным опытом никакого взаимодействия не имеющие.
    Вы свой путь формируете сами.
    Каждый ребенок - это бесконечный эксперимент, это драгоценная индивидуальность, потому не забивайте себе голову чужими прогнозами.
    Просто двигайтесь вперед и отмечайте успехи. Даже самые небольшие, даже самые крошечные.
    Теория о нейропластичности мозга Уильяма Джеймса говорит о постоянном изменении и развитии мозга в течение всей жизни. Нейронные связи способны перестраиваться и адаптироваться к новым задачам и новым условиям, поэтому такие понятия как «вам уже поздно», «такие дети не восстанавливаются», «время упущено» - это крайне устаревшая позиция, не имеющая под собой достаточных оснований.
    Ни один врач, ни один психолог, ни один, даже самый опытный, специалист не может с точностью определить, как именно будет развиваться ваш ребенок.
    У каждого из нас свой темп развития, в пределах так называемой «нормы» или «не нормы» и именно поэтому нужно учиться слышать и чувствовать собственный уникальный РИТМ вашего ребенка и в созвучии с ним продолжать терапию. Очень нелегко принимать неудачи, откаты назад, регресс и полное отсутствие динамики, но точно так же, как мы сами учимся чему-то и нам на это нужно определенное количество времени, так и вашему малышу необычайно сложно осваивать новые навыки и умения. Попробуйте к примеру, начать учить китайский, писать иероглифы незнакомой левой (или правой) рукой, вдобавок оденьте наушники со слабой проводимостью, и постарайтесь воспринять на слух то, что вам говорят по китайски.
    Прочувствуйте полный спектр сенсорной дезинтеграции вашего ребенка. Это лишь малая часть тех трудностей, с которыми он сталкивается ежедневно и вынужден преодолевать в силу своих особенностей. Наши дети - настоящие герои, им невероятно сложно, и в отличие от нас они живут в подобном мироощущении постоянно, этот фон невозможно взять и выключить, можно только постепенно, терпеливо, по капле преодолевать сложности и учиться взаимодействовать с этими барьерами.
    И вы здесь не главный критик, вы - главный помощник и главный проводник. Представьте, что если бы вас самих за подобную неловкость и неуспешность постоянно оценивали и неустанно критиковали - как думаете, легко бы вам было?
    Они стараются. Наши дети очень стараются. По мере своих сил и возможностей.
    Просто верьте в них и принимайте такими, какие они есть.

    5. «Да» - времени для себя

    Отдых, наполнение, и собственная социальная реализация - крайне важные составляющие вашей психической стабильности.
    В условиях непрерывной психологической нагрузки, которую ежедневно преодолевает мама ребенка с аутизмом - необходимо искать дополнительные ресурсы для защиты от эмоционального выгорания.
    Хроническая усталость - упорная штука, крайне устойчивая к вытеснению, именно поэтому со временем усталость игнорировать невозможно.
    К сожалению, этот процесс нарабатывается подсознательно, очень легко и быстро мы привыкаем к подобному режиму и ритму жизни, при котором базовые естественные потребности не имеют места для нас самих, а есть только долг, необходимость и ежедневные рельсы выживания.
    Именно поэтому, отслеживая первые признаки вашего психоэмоционального перегруза, постарайтесь остановить этот процесс и уделить себе время. И каждый раз, когда вы понимаете, что смертельно устали, примите свою усталость как доброго друга, помогающего вам именно здесь и сейчас осознать, что нужно остановиться и отдохнуть.
    И с абсолютным невозмутимым спокойствием отправляйтесь принимать благоухающую горячую ванну с пеной, солью и аромамаслами, вместо того чтобы мыть гору грязной посуды на кухне. Потому что ваш покой гораздо важнее немытых тарелок.
    Ваш покой - это покой вашей семьи и счастье ваших детей. Все остальное просто подождет своей очереди в списке задач.
    Поэтому с любовью к себе и собственной семье создавайте себе сами драгоценные часы и минуты отдыха.

    6. «Да» - открытости и общению, объединению с другими, обмену опытом

    Прошу, не замыкайтесь в себе! Пожалуйста, не отделяйтесь от мира в своей ситуации, вторичная аутизация семьи - это очень распространенное явление.
    Продолжайте дружить и общаться, постепенно выходите из беспомощного и обреченного состояния «жертвы», вы ровно такие же, как и раньше.
    И ваш ребенок не закрывает вас от мира, нет, он дарит вам бесценный опыт безусловной любви, понимания и поддержки. Он не бедный, больной ребёнок, которого нужно прятать от окружающих. Он - ваш сын. Ваша дочь.
    Он - ВАШ.
    И это самое главное.
    Старайтесь спокойно, грамотно, достойно объяснять окружающим людям особенности диагноза, говорить о том, как вы с этим справляетесь, включайте ребёнка в этот целительный круг поддержки, и тогда вы увидите насколько много в этом мире понимания. И рано или поздно с вами обязательно останутся люди, способные вас услышать и поддержать.
    Будьте сами открыты, не отгораживайтесь и не озлобляйтесь, проявляйте спокойствие и доброжелательность к тем, кто просто не понимает, что с этим делать.
    Транслируйте принятие и мир ответит вам тем же.

    7. «Да» - работе с системой, семьей, окружающей средой.

    Поддержка семьи и выстраивание окружающей среды для ребёнка с РАС - основополагающие аспекты успешного развития.
    Четкие принципы работы, которые передают вам специалисты, занимающиеся с вашим ребенком необходимо поддерживать дома.
    Если ваш ребёнок занимается с дефектологом, психологом или логопедом несколько раз в неделю, но при этом в домашней обстановке не поддерживается режим дня, не выстроены границы и пределы допустимого, если установки размыты и мама, бабушка или папа не выполняют инструкций и не выдерживают ритма и последовательности инструкций - такая ситуация может значительно усложнить и замедлить процесс.
    Когда ребенок осваивает те или иные навыки, необходимо поддерживать приобретенное последовательно и постоянно в любых ситуациях.
    И если мама на данном этапе активно учит ребенка пользоваться туалетом, самостоятельно снимать и одевать штаны, понимать и распознавать потребности своего тела и обслуживать себя - все члены семьи из ближайшего окружения ребенка, непосредственно контактирующие с ним, должны придерживаться единых правил.
    Ровно так же, как если мама и папа раз за разом учат ребёнка завязывать шнурки, а в это время бабушка, жалея «бедного детёныша» в сотый раз делает за него все исключительно сама - согласитесь, труды родителей будут обесценены этой принудительной заботой.
    Необходимо четко расставить границы и совместно выработать единую позицию по отношению к обучению и воспитанию.
    Очень важно выстроить пространство, в котором, наравне с уважением к собственным ресурсам и потенциалу ребенка, будет сформирована реальная поддерживающая среда для его развития.
    Режим дня, визуальное расписание, грамотно выстроенная мотивация, удобное и поделённое на сенсорные зоны пространство детской комнаты помогут ребёнку самому опираться на стержень этой поддержки.
    Он многое сможет сам, вот увидите.
    Вы просто создадите ему подходящие условия для этого.

    И, наконец, самое важное и единственное «Нет».

    Я хочу сказать «Нет» тотальному, повальному чувству вины родителей аутичных детей.
    Каждая из нас, не раз ловила на себе сочувственные и оценивающие взгляды, вынуждена была выслушивать негативные оценки специалистов, врачей и прочих экспертов, уверенно развивающих теории о том, что дети-аутисты - жертвы токсичного воспитания родителей и в основе состояния ребенка заложена жесткая травматизация и более ничего.
    И каждая из нас выходила из кабинетов вот таких «профессионалов», заранее ставящих диагноз всем и каждому «ты - шизофреногенная мать», опираясь на свою слепую уверенность в собственной правоте.
    Мы выходим оттуда с заплаканными глазами, с разрушенной самооценкой, с ощущением колоссальной пустоты, именно потому, что мамы особых детей, и, в особенности - детей с ментальной инвалидностью, всегда ощущают себя ответственными за состояние детей. И мамы первыми попадают под этот чудовищный удар обесценивания и стыда. Мы первые в этой зоне риска и нам очень трудно это выдерживать.
    Знаменитая теория «матерей – холодильников», на которую до сих пор, к сожалению, опираются некоторые специалисты, не оправдала своих позиций еще в прошлом веке, и была опровергнута не только как нетолерантная, но и как совершенно безосновательная.
    Необходимо признать, что существуют травмы развития, существуют психологические травмы раннего детского возраста, и безусловно, в семьях, воспитывающих аутичных детей, могут присутствовать и подавление, и унижение, и гиперопека, и пресловутые «двойные» послания, как и прочие особенности негармоничного воспитания.
    Это способно заметно усугубить ситуацию, но «запустить» и развить аутизм у совершенно обычного ребёнка таким образом невозможно.
    Аутизм - это нарушение обменных процессов, это биохимия нервной системы, это генетически обусловленное особое устройство психики, и именно поэтому одной лишь психопатической и психосоматической природой этот феномен объяснить невозможно.
    В семьях с двумя или тремя детьми часто при одинаковом подходе к воспитанию бывают как дети с расстройствами психики, так и абсолютно нормотипичные, здоровые дети. И с этой точки зрения, совершенно неэтично и неэкологично рассуждать о том, что одного их них, аутиста, мама внезапно «довела до болезни», а остальные приобрели «иммунитет» от подобных предпосылок к изменению в психике.
    «Иммунитет» или его отсутствие как раз и заключается в обменных процессах на клеточном уровне.
    Аутичный малыш рождается с определенным набором дефицитов и задача родителей - вовремя распознать это заболевание и максимально помочь ребенку, выстроив его цельность, зрелость, автономность, задав вектор для развития и способности к самостоятельной жизни.
    Не тратьте свои драгоценные ресурсы на чувство вины, проецирование стыда и прочих «пожирателей» ваших психических сил.
    Да, необходимо перестраиваться в любом случае.
    Необходимо менять отношение к воспитанию, это - особый ребёнок.
    Но вы не виноваты в его необычном устройстве и восприятии мира.
    Вы вообще ни в чем не виноваты. Наоборот, вы для него - проводники в этот мир, вы мастера бесценного искусства терпения, тотального принятия, важнейшей борьбы с невежеством и мраком осуждения и, самое главное, вы - мастера безусловной любви.
    Это правда.
    И это самая ценная правда на свете.
    Никто и никогда не сделает для него того, что способны сделать вы. Никто, кроме вас, не возьмет за руку и не выведет из этого кризиса. Никто не научит тому, чему ВЫ научили.
    Ваши силы нужны для развития, становления и борьбы за его будущее.
    Для того, чтобы жить полноценной, счастливой жизнью, и подарить эту жизнь своему особенному ребёнку.

    С бесконечным уважением ко всем родителям особенных детей.

    1. Учителю необходимо установить предварительный контакт с аутичным ребенком, если это затруднительно, то осуществлять работу через посредника.
    2. Чтобы избежать нежелательных конфликтов, учитель должен предварительно тактично предупредить и подготовить детей в классе к появлению аутичного ребенка.
    3. Среди одноклассников педагогу необходимо найти детей, которые могли бы общаться на переменах с аутичным ребенком.
    4. Детям с аутизмом свойственны бесцельные монотонные движения, раскачивания. Отвлечь их от стереотипного ритма можно, используя эмоционально насыщенные ритмические игры и танцевальные движения.
    5. Если ребенок не принимает инструкций и правил, которые вы ему предлагаете, ни в коем случае не навязывайте их насильно. Лучше присмотритесь к тому, что и как хочет делать он сам, подыграйте ему, займитесь тем, что ему интересно. Это поможет наладить с ребенком контакт.
    6. Учителю следует заранее продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые он будет давать ребенку при малейших признаках усталости или недовольства с его стороны.
    7. Для того чтобы помочь ребенку ориентироваться на рабочем месте, желательно сделать разметку на столе или парте: нарисовать контуры тетради или листа, линейки, ручки. Тогда ему легче будет привыкнуть к своей парте и осмыслить, что от него требуется.
    8. Если ребенок работает в прописях, можно указывать в них стрелками направление движения руки. Аутичным детям рекомендуется давать графические задания, в которых требуется узнать и дорисовать какую-то деталь предмета, а не нарисовать его полностью.
    9. Иногда аутичному ребенку необходима физическая помощь в организации действия: взрослый в буквальном смысле "работает" руками ребенка, пишет или рисует вместе с ним, держа один карандаш.
    10. Для улучшения пространственно-временной ориентации аутичного ребенка необходима терпеливая работа педагога. Можно составить план группы, класса или всей школы с указанием расположения предметов; оформить распорядок дня, используя символы и рисунки. Однако недостаточно просто составить и повесить схемы, необходимо как можно чаще "путешествовать" с ребенком по ним, узнавая и называя предметы (на первых этапах, если ребенок не захочет повторять названия, воспитатель или учитель может делать это сам).
    11. Педагогу надо установить ряд правил, связанных с контролем успеваемости:

    • разрешать отвечать материал в любой удобной форме (письменной, устной, возможно на компьютере);
    • предоставлять дополнительное время для написания контрольных работ;
    • разрешать переписывать контрольные работы;
    • принимать работу позже установленного срока;
    • не сравнивать аутичного ребенка с другими детьми, а регулярно отслеживать динамику его развития.

    12. Создавать ситуации успеха на тех предметах, где аутичный ребенок наиболее компетентен, для того, чтобы дети обращались к нему за помощью.
    13. У педагога должно быть четкое понимание, что аутичному ребенку важно научиться взаимодействовать с окружающими, что поможет ему адаптироваться в социуме.

    Необходимым этапом в обучении аутичного ребенка является подготовительная работа:

    • беседа специалистов с родителями, с целью выявления психологических и речевых особенностей;
    • проведение обучающих семинаров, где учителя знакомятся с основными подходами к обучению аутичных детей;

    Необходимые условия эффективности учебного процесса аутичного ребенка:

    1. Психологическая совместимость учителя и ученика;
    2. Разработка индивидуальной учебной программы для каждого ребенка по разным предметам, индивидуальных занятий со специалистами;
    3. Постоянное сопровождение ребенка в течение учебного дня;
    4. Взаимодействие специалистов с учителями по сопровождению аутичного ребенка;
    5. Организация отдельного игрового пространства, где ребенок мог бы провести пугающую его перемену;
    6. Соблюдение правил сопровождения аутичного ребенка во время учебного процесса;
    7. Обязательный мониторинг ситуации, позволяющий оперативно вносить изменения в учебный процесс.
    Критерием успеха в обучении аутичных детей является не овладение школьными знаниями, умениями и навыками, а положительная динамика в социализации. Можно научить ребенка максимально возможной для него адаптации в обществе, причем максимум для них очень и очень высок. Надежда есть, что такой ребенок вырастет уверенным в своих силах, счастливым, со многими важными навыками. Но не стоит ждать, что он станет "как все".

    ПОЖЕЛАНИЕ

    Все играющие садятся в круг.
    Инструкция: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что выскажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодня. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день».

    КОМПЛИМЕНТЫ

    l. Bce играющие встают в круг. Один из играющих поворачивается к своему соседу и говорит ему что-нибудь хорошее. Тот в ответ должен сказать «Спасибо» и, в свою очередь повернуться к следующему. И так до тех пор, пока каждый из участников не получит комплимент.
    2.Каждый участник сам говорит о себе что-нибудь хорошее.
    Играя в эту и подобные игры, можно передавать друг другу какой-нибудь, ставший традиционным, предмет, например сердечко, сшитое из ткани и др.

    ГОРЯЧИЙ СТУЛ

    В центре комнаты стоит стул. Каждый по очереди занимает на нем место. Когда кто-то сидит на стуле, остальные члены группы, подходя к нему сзади, обращаются со следующими словами: «Больше всего мне в тебе нравится, что ты ...» или «Ты лучше всех...» и т.д.

    МИР БЕЗ ТЕБЯ

    Это упражнение позволяет каждому ребенку осознать собственную значимость в мире, среди людей. Дети образуют круг, в центре которого помещается один ребенок ему и будут предназначаться слова -комплименты. Все дети продолжают фразу, начатую психологом: «Мир был бы без тебя неинтересен, потому что ты...»

    Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ ЗА ТО...

    Эта игра позволяет ребенку осмыслить свои положительные и отрицательные качества, поступки. Суть игры заключается в том, что ребенок называет качества, которые ему нравятся в себе, которыми он доволен; поступки, за которые его поощряют и от которых он испытывает удовлетворение.
    В последующем дети могут анализировать и те качества, черты характера, которые доставляют беспокойство.

    ИГРЫ-ЗНАКОМСТВА

    «Снежный ком»
    Первый по кругу (а это учитель) называет свое имя так и с такой интонацией, как он хотел бы, чтобы к нему обращались остальные участники. Второй повторяет имя первого и называет себя, третий повторяет всех предыдущих и добавляет свое имя и так далее. Учитель заканчивает игру, повторяя имена всех участников. При этом можно добавить, что, называя друг друга по имени, мы делаем приятное друг другу. Дейл Карнеги утверждает, что «для человека нет ничего более приятного, чем звук его собственного имени».

    «Имя в жестах»
    Участники встают в круг. Каждый должен произнести свое имя, сопроводив каждый слог каким-то жестом (танцевальным, приветственным, физкультурным и т.п.). Все вместе повторяют за каждым его имя и жесты.

    «Имя и качество»
    Участники по очереди называют не только свое имя, но добавляют какое-либо качество, характеризующее их личность в целом или настроение в данный момент. Качество должно начинаться на первую букву имени. Например: «Я - Таня, я – творческая (или трудолюбивая, или тихая, или терпеливая)». Участники могут проявить себя с творческой стороны, отнестись к заданию с юмором и давать более сложное определение качеству, например: «Я – Таня, я - трудно просыпающаяся по утрам».
    «Имена в воздухе»
    Участники по очереди пишут свое имя в воздухе рукой. Все повторяют написание имени, но другой рукой. Можно попросить написать имя двумя руками одновременно.

    «Визитка»
    Каждый участник на листке бумаги пишет свое имя и «расшифровывает» его по буквам, например:
    С ерьезный
    А ктивный
    Ш аловливый
    А ртистичный
    (Другой вариант).
    Каждый ученик на бумаге изображает свой «индивидуальный портрет», который может включать следующие компоненты:
    - Имя и его «расшифровка» по буквам;
    - «Моя внешность»;
    - «Я люблю...»;
    - «Мои способности»;
    - «Мои желания».

    ИГРЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ПРИОБРЕСТИ ОПЫТ ГУМАННОГО ПОВЕДЕНИЯ

    «Добрый ручеек»
    Ребята встают в две шеренги лицом друг к другу, как для игры в «ручеек», только им не надо браться за руки. Один участник проходит между этими рядами с одного конца до другого. Каждый из шеренги «ручейка» должен сказать этому участнику что-нибудь хорошее или невербально продемонстрировать ему свое хорошее расположение, симпатию, одобрение.
    «Комплименты»
    Участники по очереди говорят комплименты своему соседу слева. В ответ на комплимент каждый должен сказать «Спасибо» и, в свою очередь сказать что-нибудь приятное своему соседу. Можно при этом передавать друг другу какой-нибудь предмет – цветок, сшитое из ткани сердечко.
    «Роза и чертополох»
    Учитель берет в руки какой-либо цветок («Это будет роза») и какой-либо колючий предмет - веник, колючку или кактус («Это будет чертополох»). Участники передают эти предметы по кругу, сопровождая это такими словами: «Я дарю тебе розу, потому что ты ...(следует комплимент), и я дарю тебе чертополох, чтобы ты никогда ...(следует предостережение от чего-либо дурного, нехорошего)».

    «Подарите подарок»
    Каждый своему соседу слева дарит воображаемый подарок. Он изображает этот предмет мимикой, пантомимой, жестами. Получивший подарок должен отгадать, что он получил и поблагодарить. Далее он придумывает и «передает» свой подарок следующему участнику.

    «Похвалите знакомых» («С лучшей стороны»)
    Участники пишут на отдельных листочках черным цветом свои жалобы на поведение, чувства значимых для них людей. Например, «недоволен тем, что ...», «мне не нравится, что ...» и тому подобное. Когда перечень недовольств исчерпан, надо взять любой листок и постараться «превратить» жалобу в похвалу или хотя бы найти своему знакомому оправдание. Записать новую формулировку красным цветом на другой стороне листочка. Например, если было: «Я недовольна тем, что учитель ставит мне двойки» («Мне не нравится, что Оля редко заходит в гости»), то на обороте появилось: «Хорошо, что учитель требовательный, я вынужден больше заниматься» («Как хорошо, Оля живет столь полной и интересной жизнью, что не находит времени даже зайти ко мне».)
    Когда каждая карточка стала двойной, надо наклеить на лист бумаги все маленькие листочки красным цветом верх. Теперь можно перечитать их и порадоваться достоинствам своих близких. Доброжелательность позволяет любую ситуацию увидеть в лучшем свете!

    КООПЕРАТИВНЫЕ ИГРЫ

    «Цепочки»
    Группы от 5 до 10 человек образуют цепочки: от самого высокого до самого низкого, от самого темного цвета волос к самому светлому, от самого большого размера обуви к самому маленькому, от самого старшего до самого младшего. Таким образом цепочки могут образовываться по любому признаку: длина волос, цвет глаз, дни рождения.
    Можно построить игру с элементом соревнования: две группы образуют цепочки – кто быстрее и сплоченнее действует?
    Можно игру усложнить: в цепочки ребята должны выстраиваться молча, изъясняясь только при помощи мимики, жестов, прикосновений.

    «Передай другому»
    По кругу ребята молча передают воображаемый предмет. Затем объясняют: что получил? Что передал другому?

    «Маятник» («Свечка», «Былинка на ветру»)
    Один из участников встает в центр круга, руки вытягивает вдоль тела, закрывает глаза. Остальные стоят вокруг плотным кольцом, подставив руки, чтобы быть готовыми поддержать стоящего в центре. Участник, стоящий в центре, должен постараться максимально расслабиться и начать падать назад, не отрывая ног. Остальные не дают ему упасть, поддерживают и бережно отстраняют на противоположную сторону. Если выполняющий упражнение сможет довериться группе, он будет медленно раскачиваться, как былинка на ветру.

    «Путаница»
    Участники стоят в круге, с закрытыми глазами вытягивают вперед руки. Каждый должен взяться за руки с кем-то из других участников. Когда открывают глаза, видят, что запутались. Задание: молча распутаться, общаясь с помощью мимики и прикосновений.

    «Музыкальные стулья» («Лягушки на болоте»)
    Количество стульев («кочек») на один меньше, чем игроков («лягушек»). Звучит музыка, все двигаются вокруг стульев. Выключается музыка, и вся группа должна удержаться на меньшем количестве стульев. Каждый раз, когда вновь включается музыка, убирается еще один стул. Вся группа отвечает за то, чтобы для каждого нашлось место, пусть даже на коленях, на плечах других участников.

    УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЭТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ

    «Узнай качество»
    Участники должны продемонстрировать какое-то качество характера невербально - с помощью жестов, мимики, походки, или пантомимой-инсценировкой. Остальные отгадывают «зашифрованное качество». Можно играть индивидуально, парами или группами.

    «Превращения»
    Положительным качествам характера надо дать отрицательное наполнение, чтобы они стали достойны осуждения, а не похвалы. А отрицательные качества превратить не в столь обидные, наполнив их положительным смыслом. (Настойчивость - упрямство, прямота – наглость, бережливость - скупость, высокомерие - чувство собственного достоинства).
    Можно играть командами: «пессимисты» предлагают отрицательный вариант черты характера, а «оптимисты» - положительный.
    Данная игра помогает осознать сложность, неоднозначность характера человека и то, как много зависит от чувства меры.

    «Круг общения»
    В игре происходит осмысление и развитие нравственных представлений. Участники отвечают на вопросы по кругу, добавляя по одному примеру, например:
    1. «Что может быть добрым?» (взгляд, сердце, человек, улыбка и т.п.)
    2. «Назовите глаголы, связанные со словом «доброта» (подарить, помочь, приласкать, обрадовать, приободрить и т.п.).
    3. «Назовите профессии, в которых нужна доброта».
    Подобным образом можно актуализировать представления и о других нравственных качествах.
    Например, уважение.
    1) Что может быть достойно уважения? (мнение, труд, поступок, старость и т.д.)
    2) Кто достоин уважения?
    3) Закончить предложение: «Я уважаю себя за то, что ...» или «Я хочу, чтобы меня уважали за ....»
    4) Что надо сделать, чтобы меня уважали? (на доске можно написать глаголы, которые помогут ученикам сформулировать ответ: научиться..., стать ..., достичь..., развить ..., изменить ...)

    ИГРЫ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ, СОБРАННОСТИ

    «Руки – ноги»
    Учитель дает краткую инструкцию: «Когда я хлопну в ладоши один раз, то я дам команду вашим рукам – они должны поработать (подняться или опуститься), а когда я хлопну два раза – это приказ ногам (встать или сесть)». После этого учитель начинает руководить действиями детей хлопками, чередуя их последовательность и меняя темп.
    Сложность игры обнаруживается по ее ходу, когда ученики, например, подняв руки после одного хлопка и услышав следующую команду в два хлопка, - садятся, при этом машинально опуская руки, хотя команды для рук не было (была команда поднять руки, но не было команды опустить руки). Какого бы возраста не были ученики, вначале обязательно кто-нибудь сделает ошибку. Тогда вместе с веселым настроением и азартом приходит понимание необходимости полной концентрации внимания и собранности.

    «Считалочка»
    Все вместе вслух считают от одного до пятидесяти. Но вводятся правила: нельзя произносить число 5, например, и любое число, кратное пяти. Вместо 5 или любого числа, кратного 5, нужно молча хлопнуть в ладоши. Затем правила меняются: нельзя, например, произносить 7 и число, кратное семи.
    Это упражнение подходит для начала урока математики. Ученики активизируют свое внимание, мобилизуются, а также тренируются в счете.

    «Садись, вставай!»
    Участники рассчитываются по порядку. Таким образом у каждого участника – свое число. Учитель рассказывает историю, в тексте которой должно быть много цифр. Когда произносится очередное число, человек с эти номером встает.
    Упражнение усиливает концентрацию внимания, собранность участников

    Авторы-составители:
    Ерохина М.С., кандидат педагогических наук, доцент кафедры отечественной истории Псковского государственного педагогического университета ;
    Середа Е.И., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и коррекционной работы Псковского государственного педагогического университета .

    Формирование звуковой стороны речи у детей

    Предлагаем вам ознакомиться со статьёй "Формирование звуковой стороны речи у детей с множественными нарушениями развития", которую составила  учитель-логопед нашей школы Гусейнова Оксана Сергеевна. 

    Вот одна интересная выдержка из статьи:  "Как показывает практика, сегодня у каждого ребенка должен быть свой образовательный маршрут, разработанный с учетом его индивидуальных потребностей". 

    Если ты попал в трудную ситуацию

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie